Январь 2007 г., провинция Гельменд, Афганистан.Получившая название «Полёт феникса», это была первая операция подобной степени риска, проведённая британскими силами на поле боя.
Не смотря на интенсивный огонь боевиков Талибана, люди рисковали своими жизнями, чтобы спасти своего коллегу – младшего капрала Мэтью Форда (Lance Corporal Mathew Ford), который был ранен, ведя своих людей на штурм хорошо укреплённого форта, используемого боевиками в качестве штаб-квартиры.
Вертолёты «Апач» не имеют возможности перевозки пассажиров, поэтому морпехи пристегнулись к поручням, которые пилоты используют для посадки в кабину, снаружи вертолётов.
Так они полетели в зону боевых действий, чтобы высадится среди строений, в то время, как другие два «Апача» прикрывали их огнём с воздуха, не давая боевикам высунуться.
К несчастью, 30-летний младший капрал Форд (45 Commando) был найден мёртвым – это был 46-й британский военнослужащий, погибший в Афганистане в 2001 году.
Четверо морпехов, десантировались с «Аапачей» и эвакуировали его тело перед возвращением назад, в британский штаб в Кэмп Бастион (Camp Bastion).
Участники той операции поведали о смелой и опасной миссии в своих личных докладах...
Потерянный товарищ Первый уоррент-офицер Колин Хёрн (Warrant Officer 1 Colin Hearn), 45 лет, был одним из четверых бойцов, летавших на борту «Апача». В то время он занимал должность полкового старшины группы поддержки командования десантных сил Королевской морской пехоты.
Он рассказал: «В 8 часов утра было получено сообщение о том, что потерян один из бойцов роты «Z» («Zulu»). У нас было множество опасений, но не шло даже и речи о том, чтобы бездействовать – вопрос был лишь в том, как мы это сделаем».
При помощи беспилотного самолёта-разведчика, передающего видеоизображение с поля боя в оперативный центр, оператору королевских ВВС удалось что-то обнаружить.
-- Он просматривал запись и увидел светлое пятно на фоне темного, - сказал уоррент-офицер Хёрн, -- Он разглядел что-то более светлое на земле, что выглядело неестественно на фоне общего окружения – это был наш парень.
Это было подтверждено с борта «Апача», находившегося в воздухе и пилотируемого «Томом», 39-летним пилотом корпуса армейской авиации, просившего не раскрывать его имени.
Он и ещё один «Апач» были подняты в воздух, покинули Кэмп Бастион и прилетели в форт около 8 утра.
-- Мы получили радиосообщение о том, что, возможно, кто-то потерялся, -- рассказывает Том.
При помощи тепловизоров им удалось быстро идентифицировать младшего капрала Форда, но в тот момент никто не знал, что он был мёртв.
-- Мы получили задание защищать раненого, чтобы избежать его попадания в руки противника, -- говорит Том, -- Затем нам сообщили, что отправляют наземную спасательную группу и что мы должны обеспечить условия для их штурма.
Оба «Апача» продолжили кружить над местом происшествия.
-- Время уходило и у нас стало заканчиваться топливо, -- сказал Том, -- Тогда я предложил, что мы можем поднять четырёх бойцов на наших «Апачах» и, буквально, за пять минут доставить раненого для оказания медицинской помощи.
Уоррент-офицер Хёрн рассказывает: «Я не раздумывал ни секунды, чтобы сделать это. Я подумал: Не проблема – это мои люди, на мне лежит ответственность за то, чтобы вытащить их. Мне никогда раньше не приходилось иметь дело с конкретно этим летательным аппаратом, я просто хотел добраться на место побыстрее. Все мы осознавали, что мы собираемся сделать. И у нас был грубый план, как осуществить это.»
Бригадир Джерри Томас, командующий британскими войсками в Афганистане, рассказал: «Вертолёты «Апач» -- маленькие и, поэтому, менее уязвимы для вражеского огня, быстрее и несут обширный спектр вооружения».
Добровольцы Среди людей, вызвавшихся для выполнения миссии, когда командующий Роб Магован (Commanding Officer Rob Magowan) вызвал добровольцев, был молодой морпех Крис Фрейзер-Перри (Chris Fraser-Perry). 19 лет от роду, родом из Саутпорта, Мерсисайд (Southport, Merseyside), на тот момент, он был зачислен в морскую пехоту всего 14 месяцев назад. Крис был связистом в штабной палатке.
Он рассказывает: «Командующий спросил о добровольцах и я вызвался, так как являлся частью роты «Z». Я просто хотел помочь».
Капитан Дэйв Ригг, 30 лет, из Ньютон Феррерс, Девон – Королевский инженер из 28-го инженерного полка, базирующегося в Германии. Но он прошёл десантно-диверсионную подготовку и длительное время прослужил вместе с морпехами. В день спасательной операции, он выступал в качестве инженера боевой группы – консультировал командующего – но, минутами позже, уже сидел пристёгнутым к «Апачу».
Почему он вызвался добровольцем?
-- Это была инстинктивная реакция, -- сказал капитан Ригг, -- Мы все чувствовали ответственность и мы все хотели помочь.
Инструктаж Гари Робинсон (Gary Robinson) из Росиф, Файф (Rosyth, Fife), в то время был морпехом уже два года. Он был связистом командующего Магована и входил в состав группы поддержки командования Королевской морской пехоты. Во время операции Гари был рядом со своим командующим.
Он рассказал: «Нас проинструктировали относительно диспозиции сил на земле и места нахождения младшего капрала Форда, сказали, что мы полетим туда на вертолётах и объяснили, что нам делать, когда мы прибудем на место. Всё, что было у меня в голове на тот момент, были мысли о том, что делать, когда мы попадём на место и стремление убедиться, что я точно знаю, куда я должен двигаться, чтобы добраться до младшего капрала Форда как можно скорее и чтобы побыстрее убраться оттуда»
В действии Летели на низкой высоте, со скоростью 50 миль в час (80 км/ч), чтобы защитить морпехов, привязанных к двум «Апачам». Первоначальный план предполагал посадить оба вертолёта рядом с раненым, находившимся снаружи стены застройки.
Гари Робинсон рассказывает: «Когда мы прибыли, на землю обрушивалась большая огневая мощь наших средств воздушной поддержки и артиллерии. Перед нами была стена со следами боевых повреждений на ней».
Когда они приближались, обзор преградило облако густого чёрного дыма.
Том решил, что снаружи стены недостаточно места для посадки обоих вертолётов, поэтому он принял решение садиться внутри стен форта, предоставив второму вертолёту возможность приземлиться рядом с младшим капралом Фордом.
Это изменение запутало двух морпехов, находившихся на втором «Апаче». Поскольку они рассчитывали приземлиться рядом с наружной стеной, то, когда спрыгнули с вертолёта, побежали не к той стене.
-- Двое моих ребят спрыгнули, но были дезориентированы, так как они рассчитывали оказаться снаружи стены, - рассказывает Том, -- Пилот, сидевший позади меня, увидел, что морпехи не знают, где находятся и сказал: «Я выхожу». Он выбрался из кабины вертолёта и побежал, чтобы помочь ребятам.
Все трое, вскоре, исчезли в дыре в наружной стене, чтобы встретиться с двумя другими спешившимися бойцами и эвакуировать раненого.
-- Я тогда подумал, лучше бы они поторопились, -- говорит Том, -- Казалось, что всё это длилось вечность, но это была всего пара минут. Я думаю, что мы получили две – три минуты форы за счёт эффекта неожиданности, прежде, чем талибы осознали, что происходит. Примерно, через три минуты после того, как мы приземлились, мы были атакованы.
Том попал под огнь из здания справа от него. Он радировал об этом «Апачу», находившемуся в воздухе и тот открыл огонь по талибам.
В это время его коллеги достигли младшего капрала Форда и несли его к одному из «Апачей».
Том рассказывает: «Я получил радиосообщение о том, что они на пути обратно и эвакуировали раненого».
После этого, его пилот прибежал назад, забрался в вертолёт и был готов ко взлёту.
Они пробыли на земле пять минут.
-- Он запыхался настолько, что даже не мог говорить, у него было очень тяжелое дыхание. Мало что оставалось… -- говорит Том.
Полёт обратно Через 25 минут после высадки двух морпехов, находившихся на его вертолёте, Том вернулся в Кэмп Бастион.
После того, как он приземлился, топлива у него в баках оставалось всего на две минуты полёта. Но его день был ещё не закончен.
Он рассказал: «После посадки, я показал, что у меня всё в порядке (поднял большой палец вверх), дозаправился, перезарядился и был готов снова вернуться туда через 30 минут».
Последствия Рассказывая о своей мисси, все её участники стремились преуменьшить их храбрость.
Гари Робинсон сказал: «Любой из моих коллег сделал бы то же самое, если бы роли поменялись. Я не считаю, что это было геройски или опасно. Я чувствовал себя безопасно на 100% благодаря плану и огневому прикрытию. В конце концов, это наша работа».
Для Тома это было не совсем так до тех пор, пока он не вернулся в Кэмп Бастион и ему сообщили, что младший капрал Форд мёртв.
Том говорит: «После того я провёл две бессонные ночи. Первую ночь я думал о том, что, возможно, всё было бы иначе, если бы могли сделать что-нибудь быстрее. Потом я поговорил с хирургом – ранения младшего капрала Форда были смертельными. Ничего нельзя было сделать».
Крис Фрейзер-Перри добавил: «Я хотел вернуть его. Я чувствовал, что это нужно было сделать. Я надеюсь, что, то же самое сделают и для меня».
Капитан Ригг сказал: «Суть в том, что в тот день было много очень храбрых ребят, начиная от пилотов – до молодых парней, которые первоначально вошли в форт и были прижаты вражеским огнём, до сил бригадной разведки и лёгких драгунов (Light Dragoons), которые обеспечивали поддержку весь тот вечер, и всех тех ребят в штабе, кто вызвался добровольцем. Это были не только мы, те ребята, висевшие на крыльях – это были те пилоты «Апачей», которые выдвинули идею».
Уоррент-офицер Хёрн: «Не могло быть даже и речи о том, чтобы мы собирались оставить его или кого-то другого на поле боя».
Через день после случившегося, товарищи младшего капрала Форда провели поминальную службу в поле в 7 часов утра.
-- Просто десятиминутная служба с парой чтений, двумя минутами тишины и несколькими молитвами, -- сказал уоррент-офицер Хёрн, -- Это был приятный момент – внести некоторое облегчение в ту конкретную часть событий. Теперь ребята могли продолжить выполнять оставшуюся часть операции.
Источник:
www.dailymail.co.uk